Еженедельно у девятиклассников проходят консультации по подготовке к Государственной итоговой аттестации.
Государственная итоговая аттестация пугает девятиклассников не меньше, чем выпускников - ЕГЭ. Поэтому необходимо грамотно готовиться к этому экзамену. Треть ошибок на экзаменах школьники допускают из-за того, что не могут рационально спланировать процесс подготовки и написания работы. Вокруг ГИА шума намного меньше, чем по поводу ЕГЭ. Но для девятиклассников обязательный экзамен не менее важен, чем для выпускников. Если хорошие оценки на ЕГЭ позволяют поступить в престижный вуз, то высокие баллы на ГИА открывают доступ в лицейские классы, гимназии и спецшколы, куда многие целеустремленные старшеклассники хотят перевестись на два заключительных года учебы.
- Мы опросили девятиклассников и выяснили, что наибольший страх у них вызывает именно математика, - говорит учитель математики Макарова Е. И.. - Особенно слабые знания по геометрии. При этом правила экзамена по математике на ГИА таковы, что для успешной сдачи обязательно надо набрать хотя бы несколько баллов за каждый из трех блоков: за алгебру, за геометрию и за реальную математику. Если в каком-то из блоков нет ни одного правильно решенного задания, то, как бы ты ни блеснул в остальных, получишь двойку.
До экзаменов всего несколько месяцев. Понятно, что все пробелы не наверстаешь. Необходимо выбрать правильную стратегию подготовки. Выбор стратегии подготовки зависит от усидчивости ребенка, его готовности долгое время работать, умения переключаться... Однако есть один способ, который подходит практически всем. Секрет прост. Решая все задания подряд, школьник в какой-то момент натыкается на трудную для него задачу, тратит много сил и времени на поиск верного решения, нервничает, сомневается в своих силах и потом уже допускает элементарные ошибки в других примерах. Если же сначала выполнить простейшие задачи (на это уходит 30 - 40 минут, а весь экзамен длится 3 часа 55 минут), то у ученика появляется уверенность, что хотя бы на троечку он уже нарешал. И потом спокойно, вдумчиво, без паники и спешки он берется за трудную для него часть работы. Нет цейтнота, зато есть спокойствие и уверенность, что в этой лотерее он теперь может только выиграть. В таком настроении и сложная часть билета дается проще.
Все эти вопросы обсуждали сегодня девятиклассники с учителем математики Макаровой Е. И.
- Что можно успеть сделать за оставшееся время? Научиться правильно читать условия задач. Очень много ошибок возникает из-за того, что ребята находят не то, что от них просят. Например, в задании написана система уравнений и уже построены графики двух функций. Надо по чертежу найти корни. То есть, проще говоря, просто записать координаты точек пересечения кривой и прямой. Посмотреть на картинку и увидеть готовый ответ. Но ребята почему-то начинают что-то решать, что-то вычисляют... Зачем? В задачах из блока реальной математики очень часто записывают ответы, которые очевидно не могут быть верными. Классический пример - «два землекопа и две трети». Ну не может быть скорость у машины 1478 км/час или рост человека 4,5 сантиметра. Тут даже математика не нужна, обычный здравый смысл. Я бы советовала все задачи решать два раза, просто чтобы себя лишний раз проверить. У нас школьники более-менее хорошо знают фундаментальную математику, но теряются перед самыми простыми прикладными задачами. Также сложности возникают при алгебраических вычислениях или когда в задаче встречается физическая формула.