Изучение самооценки учащихся и их взаимоотношений в 1 классе

Изучение самооценки учащихся и их взаимоотношений в 1 классе

 

    Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной.

   Изучение самооценки учащихся и их взаимоотношений с помощью методики «Лесенка», «Знаковый рисунок»

 

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на верхних 3 ступеньках окажутся хорошие дети - чем выше, тем лучше; на 3 самых низких ступеньках окажутся самые плохие дети – чем ниже, тем хуже; На средней ступеньке дети ни плохие, ни хорошие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Обозначь кружочком. На какую бы ступеньку тебя поставила бы мама? Обозначь квадратиком.  На какой ступеньке тебе бы хотелось быть? Обозначь треугольником». Далее подобным образом заполняем ещё 7 лесенок. Используется стандартный набор характеристик: №1: хороший - плохой, №2: умный - глупый, №3: красивый - некрасивый, №4: я умею дружить - я не умею дружить, №5: сильный - слабый, №6: добрый – злой, №7: старательный – небрежный, №8: смелый - трусливый.

Обработка данных: оценивается местоположение на лестнице.

 

Вывод: зона 1-3 ступенек является зоной заниженной самооценки, 4-7 – зоной адекватной самооценки, 8-10 – завышенной.

Результат: завышенная самооценка – 5,  со стороны родителей – заниженная, на уровне завышенных притязаний – 3.

Методика «Знаковый рисунок»

Инструкция: «Нарисуй квадратиками детей своего класса и себя среди них обозначь кружочком. Назови его «Так есть». Рядом выполни ещё один рисунок и назови его «Я так хочу, и аналогично, только сначала нарисуй себя, а потом девочек и мальчиков».

 

Обработка данных: оценивается местоположение ребёнка по отношению к одноклассникам.

Вывод: в процессе беседы выясняется и оценивается, куда ребёнок отнёс себя.

Результат:  стремятся быть  лидером – 6 учеников.

 

Фомина С.В.